Поэт Вадим Степанцов: «Без „чириканья“ Макаревича можно обойтись»

0
92

Лидер группы «Бахыт-Компот», поэт Вадим Степанцов в интервью aif.ru рассказал о своих поездках в Донбасс, о том, как «подъедался» у кришнаитов, кого из уехавших из России ему не хватает, можно ли «денацифицировать» украинцев с помощью ток-шоу Скабеевой и Соловьева и за что его коллектив признали «растлителем молодёжи».

Владимир Полупанов, aif.ru: — Вадим, среди представителей нашей творческой интеллигенции, бежавших из страны, теряя тапки, для тебя есть авторитеты?

Вадим Степанцов: — Из всех уехавших мне не хватает только Бориса Гребенщикова. Хотя с ним всё было понятно уже тогда, когда он ездил «лизаться» на Украину, но не выступал в Донбассе и Крыму. Я радостно наблюдал, как он чуть ли не на каждом концерте в «Незалежной» получал люлей от каких-нибудь тамошних активистов и свидомых «бандерлогов». Чаще всего это случалось на уличных выступлениях в рамках его флэшмоба «Подношения времени». Такое было, например, на Пейзажной аллее в центре Киева в 2018-м. Но, несмотря на то, что почти каждая гастроль Гребенщикова на Украине кончалась какой-нибудь «бучей», он всё равно с упорством Будды туда ездил.

У нас есть неплохие рокеры, интересные хип-хоперы. Но человека уровня таланта БГ и его вовлеченности в мировой музыкальный процесс среди наших музыкантов сегодня нет. Его заменить трудно. А без земфирообразного таблеточного нытья и серенького чириканья «глупого скворца» Макаревича* можно легко обойтись. Замен этому будет вагон и целая тележка. Такого напишут многие и многие.

Алла Пугачёва сама себя уничтожила ещё в 90-е «Мадам Брошкиной» и «Зайкой моей». — Вадим Степанцов

Алла Пугачёва сама себя уничтожила ещё в 90-е «Мадам Брошкиной» и «Зайкой моей», превратившись из авторитетной музыкальной фигуры в шансонную хабалку. В общем, она сама на себе поставила крест уже давно.

— На днях ты выложил в соцсетях записку от поклонницы-учительницы, которая привела на ваш концерт своего сына «в надежде услышать» песню «Империя». «Эта песня служит воспитанию подростков», — написала женщина. Сам веришь в то, что «Империя» и правда «служит воспитанию»?

— Эта песня многих людей проняла, несмотря на то, что в ней лирический герой, как бы цитируя своего оппонента, называет империю «царством грязи и насилия». Когда я её писал, может, ещё этого не осознавал, а сейчас понимаю, что это был внутренний диалог с нашей диссидентской «либерАстией». Люди правильно понимают посыл этой песни как любовь к Родине, корням, памятникам, истории своей страны. Как писал Пушкин в письме к Чаадаеву: «… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал». Это очень мудрые и простые слова. Раз хороший учитель приходит на наш концерт и приводит туда сына, значит, в песне правда что-то такое есть. Другое дело, что в питейных заведениях я её никогда исполнять не буду, даже совсем в угашенном состоянии.

— Почему?

— Она стадионная, для больших площадок. У меня таких песен не так много. У меня любовь к людям, языку, стране не через официозный суконный язык передана. Там другие ключики и скважины работают.

— В песне есть строчки: «Мы построим, что построится, мы получим, что получится. А получится, уверен я, развесёлая мистерия. Я люблю тебя, империя». Как понимать фразу «веселая мистерия»?

— Эти стихи я написал в 80-е. Песня созрела в начале 90-х. И ощущения будущего тогда не было вообще. Было ощущение медленной стагнации и доживания. Молодых недокормленных пацанов бросали в пекло чеченской кампании против бородатых боевиков, съехавшихся со всего мира. На НТВ Гусинского дикторша на голубом глазу вещала: «федералы и повстанцы». Вот такие термины употреблялись. Это прошло, но вынырнул другой «чёрт из табакерки». Будем с ним бороться. Слава богу, есть кому и чем.

— После того, как мы демилитаризуем Украину, нужно будет провести денацификацию. Но как? С утра до вечера показывать программы Владимира Соловьева и Ольги Скабеевой?

— Когда я ещё в Фэйсбуке** (соцсеть, запрещенная в России — Ред.) ошивался, и была надежда на диалог с той стороной, меня начали гнобить всякие неумные и даже умные люди, мол, я насмотрелся Соловьева и Скабееву. А я не смотрел эти программы до этого. Решил посмотреть. Сама говорильня уже вот где (водит пальцем у горла — Ред.). Но в этих ток-шоу говорят очень умные и рациональные вещи. Слава богу, ора стало поменьше в последнее время.

Иногда смотрю украинские пропагандистские мультики, например, про то, как наш работяга из Челябинской области, насмотревшись телевизор (только там вместо Соловьева и Скабеевой Путин для наглядности), уныло пошёл в армию, сел в танк. А потом вместе с двумя бурятами набил полный танк унитазами и стиралками и вернулся домой в пакете. Укры, типа, молодцы, а в России — разруха и уныние. На многих украинцев это действует, они это воспринимают всерьёз.

После того, как я это высмеял на своей странице в соцсети, какие-то украинские бедолаги стали комментировать: «Есть свидетельства — через белорусскую границу ваши переправляют унитазы». Я терпеливо отвечал: «Зайка, ты взгляни на карту, где Беларусь и где фронт. Как бедные буряты и челябинец будут пробираться через полесские болота, чтобы этот гребаный унитаз отправить на свою малую родину?» Такое ощущение, что у людей вообще нет мозга. Думаю, что Соловьев и Скабеева — гораздо умнее, чем вся эта укропропаганда.

Как это ни цинично звучит, но чем больше будет продолжаться украинская «могилизация», тем больше у них будет в «тыкве» мозгов прибавляться. — Вадим Степанцов

Как это ни цинично звучит, но чем больше будет продолжаться украинская «могилизация» (а мы же видим эти ролики, как на Украине гребут всех годных и не годных — слепых, безруких, безногих), тем больше у них будет в «тыкве» мозгов прибавляться. Очень на это надеюсь. Там же много людей, которые на нашей стороне, русские по натуре и сердцевине. Кто-то прячется, кто-то тихо молчит (и таких много). В начале СВО мне ребята из Одессы и Николаева писали, а сейчас приутихли. По понятным причинам.

— На Западе всех адекватных людей тоже обработали украинским «дихлофосом»?

— Дело в том, что украинский «дихлофос» смешан с американским «плутонием» (смеётся). Дискредитация и изоляция России началась ведь не в феврале 2022-го. Как только на Западе начались массовые протесты, вдруг появился ковид как повод прижать к ногтю все остатки протестных сил в западном мире. Людей заперли в домах. И началась активная фаза возведения железного занавеса вокруг России. Это было видно невооруженным взглядом. Нам прекратили выдавать шенгенские визы, закрыли американские консульства. Это же была инициатива с той стороны. Сегодня, товарищи, мы вам визы выдавать не будем. Езжайте либо в Польшу, либо в Казахстан. Получайте там. А до этого начали гнобить наших спортсменов. «Спасибо» Украине и товарищу Зеленскому, который обещал одно, а потом стал плясать совсем под другую музыку. Теперь вопрос с изоляцией России решён, как им кажется, окончательно.

— Ты часто бывал в Донбассе начиная с 2014-го, теперь ездишь в зону СВО. Поделись впечатлениями.

— Мы ездили туда в разных составах — и с группой «Бахыт-Компот», и с акустическим составом «Мастодонта». Были и в полку Захара Прилепина прямо в окопах, на фронтире, когда там была небольшая передышка, не стреляли. Иногда в песчаную донецкую степь я проваливался по щиколотку. Недоверчивые люди мне писали: «Это не Донбасс, а Каракумы или Сирия». А там все окопы в песке вырыты. Я отвечал: «Пусть будет Сирия».

— Восхищаюсь героизмом наших ребят на передовой. Это какие-то особые люди?

— Бывая на позициях в 2014-м, я сканировал ситуацию и видел, что там немного попахивало вольницей. Тогда это была еще полупартизанская история. Сейчас там регулярная армия плюс полки местной народной милиции. Если в начале СВО местные «ополченцы» воевали ещё в старом советском обмундировании, а некоторые и с винтовками Мосина. Сейчас ситуация выправляется. А если говорить о наших бойцах регулярной армии, то… мы в Белгороде много раз выступали в августе прошлого года и видели — это прямо орлы. У всех гагаринские взгляд и улыбка. Уверенность такая!

Причем не только на фронте особые люди. И гражданские такие же герои, как и воины в окопах. Хочу рассказать про бывшего мэра Донецка Игоря Мартынова (сейчас он советник главы ДНР). Когда киевский режим развязал войну против гражданского населения Донецка и Луганска, он остался единственным чиновником в Донецкой администрации, который не сбежал (на тот момент он был главой «Дирекции парков города Донецка»). «Будешь мэром?» — «Ну, что делать, буду». Когда Киев начал бомбить Донбасс, первый прилёт был в школу. Потом это, конечно, стало обыденностью… Мы с Игорем Мартыновым как-то выпили, и он мне рассказал: «Приезжаю в семью, в комнате небольшой гробик, а в нём подросток, которому голову оторвало». Её потом пришивали перед похоронами. Мальчик лежал в гробу в спортивном костюме. Мартынов на автомате спрашивает у мамы: «Вы что же сына в более приличную одежду не одели?» «У него возраст такой, знала, что за лето вымахает. И костюм планировали купить в сентябре», — сказала она. А Игорь (на вид типичный чиновник, в очках) сел у этого гроба, обхватил голову руками и сказал себе: «Никуда я отсюда не поеду». Хотя, как я понял, у него какой-то небольшой бизнес был на стороне. Я не спрашивал об этой стороне его деятельности. Но он мог бы уехать.

И ещё хочу сказать о заметных ребятах-литераторах — поэтах и тех, кто прозу пишет, тех, кому воевать позволяют здоровье и возраст. Один из них Дмитрий Артис (мой «однокорытник» по литинституту). Правда, мне 62, а ему 49. После концерта в Ростове-на-Дону полгода назад он исчез со всех радаров. А в декабре вдруг объявился. Выяснилось, прошёл подготовку и ныне воюет на передовой, продолжая писать стихи. Когда он еще не совершил этот кульбит, был «на гражданке», я выловил в Сети его стихи «На русском обугленном танке». И понял, что это надо спеть. Получилась очень бодрая песня в духе балканщины, а-ля Кустурица. И таких людей, как Дима Артис, которых я знаю, достаточно.

— Ты раньше прилично поддавал. Это правда, что ты совсем завязал с выпивкой? Неужели больше не будет весёлых поездок с фанатами под названием «Золотая печень»?

— Дело в том, что многие наши поклонники из-за работы не могут надолго покидать пределы Московской области. А так… мы собираемся в конце апреля отправиться в сторону Арзамаса и Нижнего Новгорода на автобусе.

— Как это всё проходит?

— Обычно — автобус от Москвы до Москвы через города гастрольного маршрута. На местах заранее бронируется гостиница. Все стараются жить рядышком, а вечером — походы на концерты. Это может быть и облегчённый (акустический) вариант группы «Мастодонт» или классический состав из 6 человек «Бахыт-Компота».

— Бывали ли казусы в этих поездках?

— Всякое бывало. Но это уже не то чтобы фанаты, а поклонники, у которых работает взрослое сознание, в том числе и в плане оценки творчества группы и моего индивидуального, а также оценки жизни. Поэтому каких-то больших эксцессов не происходит. В первых поездках, по-моему, что-то такое было. Один паренёк в поездке в Питер зазнался. Но мы с ним не подрались в итоге, а мирно разошлись.

— И что было причиной? Алкоголь?

— Как это часто бывает, баба была не права. Но потом паренёк понял свою ошибку, загрустил. Стал курить в псковской гостинице (по дороге в Питер). Ему хозяин отеля ввалил за это «люлей», а потом вызвал ментов. И человек сошёл с маршрута. А, в общем и целом, как говорит Юрий Юлианович Шевчук, у нас «всё по-доброму». Знаешь эту байку про «Бахыт-Компот» и Юрия Шевчука?

— Нет.

— Больше 20 лет назад одна промоутерская компания пригласила нас на гастроли в Екатеринбург. Ребята хотели помочь вытащить нас с малой сцены на большую. Иногда им это удавалось. Был большой сборный концерт, где хедлайнерами были «Сектор газа», «ДДТ», а сбоку припёку «Бахыт-Компот» и пара-тройка местных групп. Я летел отдельно от группы, Шевчук тоже. Когда музыканты «ДДТ» сошли с поезда, тут же закурили на перроне. У нас тогда в должности клавишника работал Эдуард Платонов — весельчак и балагур с крупной ряхой человека из Орехово-Зуево. Воспетый, кстати, поэтом Александром Вулыхом:

Экс-клавишник группы «Креплёный компот»
Геннадий Плутонов, король рок-н-ролла,
Проснулся, безмолвно разинувши рот,
В салоне машины «Тойота Королла»…

У Эдика всё на лице было написано. Он посмотрел на курящих на перроне музыкантов «ДДТ» и сказал: «Кто закурит, тот петух». Ему поверили сразу и быстро всё загасили. До загородного отельчика доехали в молчании. Но это присказка, а сказка такая. Платонова в его весёлом угаре поддерживал наш барабанщик. Они оба влюбили в себя местную съёмочную группу. В итоге оператор и корреспондент протусили не с музыкантами «ДДТ», как было запланировало изначально, а с ними. Когда перед концертом появился Юрий Шевчук, в гримёрку вбежал раздосадованный начальник телевизионщиков и закричал: «Чего вы здесь сидите, быстро договаривайтесь об интервью с Шевчуком». Они побежали к Шевчуку, но почему-то оставили камеру-betacam в гримёрке. Я при этом присутствовал. Наш клавишник с орехово-зуевской «будкой» сказал барабанщику: «Включай камеру, снимай». Затем Платонов снял штаны, обнажив причиндалы. Они всё это засняли на камеру и положили её обратно. Люди потом рассказывали, как происходил монтаж репортажа о приезде Шевчука. Благостный лидер «ДДТ» сходит с трапа. Его спрашивают: «Юрий Юлианович, расскажите, в чём отличие русского рока от нерусского?» «В русском роке у нас все по-доброму», — сказал Шевчук. А на следующем кадре — обнажённая задница нашего клавишника.

— И по телевидению это тоже показали?

— Нет. В телевизоре этого не было. При монтаже убрали. А жаль (смеётся).

— В своём телеграм-канале ты написал, что минкульт Тульской области признал вас «самыми вредоносными и растлевающими артистами»? Опять «перегибы на местах»?

— По факту я родился в Донецке. Но младенцем меня перевезли в Тулу, где учились родители. И до 17 лет я прожил в городе Узловая Тульской губернии. У меня в этом регионе много знакомых по разным городам и весям. Мне показали письмо, в котором нас признали «вредоносными и растлевающими». Люди, писавшие письмо, как мне кажется, просто не разбираются в культуре, тем более массовой. Им сказали: «“Бахыт-Компот” хочет с вами сотрудничать». Они, видимо, потыркали наугад в Ютьюб, нашли «грехи молодости», типа «Пьяной пионервожатой» или что поновее, типа «Лесбияна-латина». Посмотрели картинку, но не вслушались в слова. Ну, и записали нас в растлители молодёжи. И почему-то в молодёжные группы.

Благодаря этому письму я узнал о существовании группы «Полматери», которая тоже «растлевает» молодежь, «пропагандируя аборты среди школьниц». Я послушал песни этой группы и не понял, где люди из Тульского минкульта услышали про аборты. Как большинство нынешних молодёжных групп, «Полматери» что-то бубнят себе под нос. Но в Туле что-то такое крамольное расслышали. Я задумался. В названии «Полматери» заложен каламбур и антилесбийский посыл. Можно дотумкать, что молодые ребята просто выпускают пар. Я, делая первые шаги на рок-н-ролльной сцене, тоже писал игривые песенки, типа: «Теннисный корт, я ловок как черт, оплатит папаша твой ранний аборт». «Полматери» тоже что-то такое незамысловатое сочиняют.

Людям, которые в этом некомпетентны, не стоит давать оценки творчеству музыкальных групп. Критерий сейчас один — ты против нацизма, бандеровщины и этого липкого ужаса и страха, которым объята Украина, ты за наших ребят на передовой, за СВО, ты на этой стороне? Или ты воздерживаешься, говоришь «нет войне», молчишь, ты активный пропагандист бандеровщины (думаю, Зеленский вернёт в итоге звания героев Бандере и Шухевичу). Вот либо ты за это.

Я знаю, какие песни можно петь в бане, а какие в публичном пространстве на Днях городов, например, куда приходит публика с детьми. — Вадим Степанцов

Я знаю, какие песни можно петь в бане, а какие в публичном пространстве на Днях городов, например, куда приходит публика с детьми. У меня был прецедент в Заокском районе Тульской области, когда мы выступали на Дне России. После чего какие-то дамы написали донос на меня: «Ругались матом, употребляли нецензурные выражения». Я начал анализировать все песни, которые спел. Что же там такое «Рабинович напел», что могло в музыке послышаться? Видимо, в слове «сабля» короткое русское слово. У меня есть новая песня «Кот Егорка и Шамиль», своеобразная вариация на тему «На горе стоял Шамиль». В моей песне фигурирует новый весёлый персонаж — адъютант Шамиля — кот. «Куёт сабли, куёт пули весь обоз военный». В общем, музыкой навеяло. Как в том анекдоте:

Мужик в филармонии спрашивает у соседа справа:

— Это не вы сказали: «… твою мать»?
— Нет, не я, — отвечает зритель. Обращается к соседу слева:
— Это не вы сказали: «…твою мать»?
— Нет, не я.
— Значит, музыкой навеяло.

Видимо, и в Тульском минкульте слышат что-то своё. И потом гнобят людей за «табуированную лексику». Давайте тогда матерные стихи Пушкина запретим, песни группы «Ленинград» и т. д. Ну, это же глупость.

Критерий должен быть один — ты за СВО или против. Возможно, в Тульском минкульте уже до этого додумались. Потому что за эти дни звон пошёл такой…! Наш директор общается с его представителями. Я считаю, что худой мир всегда лучше доброй ссоры.

Когда три месяца назад «Бахыт-Компот» выступал перед мобилизованными в Ульяновске, представительница тамошнего минкульта, послушав старые и новые песни с удовольствием и удивлением (новые более взрослые, уже другие), сказала мне: «Спасибо за детство счастливое наше. Мы выросли на ваших песнях. Никогда не думала, что в таких обстоятельствах (в командировке от администрации президента) услышу “Бахыт-Компот”». Вот это минкульт! (смеется). Правильное отношение к творчеству через призму юмора.

Самое главное, выступая перед «мобиками», не нагнетать тоску про то, как братаны гибнут на войне, как мама рыдает над могилой сына. Им это не надо. Им бы чего-нибудь повеселей. — Вадим Степанцов

— Как военнослужащие воспринимали ваши песни?

— Самое главное, выступая перед «мобиками», не нагнетать тоску про то, как братаны гибнут на войне, как мама рыдает над могилой сына. Им это не надо. Им бы чего-нибудь повеселей. Да, гражданская лирика тоже должна звучать. Но все эти ура-патриотические лозунги в казармах (не буду приводить в пример всем хорошо известные имена) тоже не нужны. Мы стараемся ребят приободрить. Им это нравится.

— Кроме Тульской области, ваши концерты нигде больше не отменяют?

— Нет, конечно. В Москве в клубе «Урбан» 10 марта будем весело отмечать 10-летие альбома «8-е марта — дурацкий праздник». Я хотел, чтобы выступили товарищи «по окопам». Гарик Сукачев не может, у него в этот день в Питере концерт. Обещал поддержать Сергей Галанин. Будут ещё менее раскрученные музыканты донбасской сцены. Хотел пригласить и группу «Полматери». Но ребята живут в Екатеринбурге. Нам не так много в «Урбане» платят, чтобы приглашать музыкантов из Екатеринбурга, которым нужно оплачивать дорогу, проживание, гонорар. Видимо, в следующий раз.

— «Восьмое марта — дурацкий праздник. Его придумал очень злой проказник. Пьяные девчонки его убивают. Ничего хорошего в этот день не бывает» — поётся в заглавной песне альбома. Ты правда считаешь, что это дурацкий праздник?

— По-разному. Праздники, которые имеют устойчивые формы и традиции, на мой взгляд, дурацкие. И Новый год — дурацкий праздник. И день рождения Ленина — уже не такой праздник, как раньше. Самый настоящий — это День Победы, 9 мая. Вот он «опаляет». А 8 марта — пьяный и угарный праздник. Ну, пусть он будет.

— Поэт сегодня в России больше, чем поэт, или меньше?

— Дурацкая фраза Евтушенко. Я ее много раз обыгрывал. «Поэт в России вовсе не поэт» и т. д. Поэт в России — это поэт. Не больше и не меньше. Кому-то стихи нужны, кому-то не очень. Кто-то из воздуха черпает любовь к Родине, березкам и «отеческим гробам». У людей это по-разному происходит. В 90-е я жил в старом доме и иногда ходил в соседний подъезд «подъедаться» в гости к кришнаитам. Они там распевали свои песнопения. Посидишь, послушаешь, пожуёшь их чебуреки без мяса, они их называют «прасад» (освещенная еда — Ред.). И мне один из кришнаитов, тот, что поумнее, сказал: «Можно читать “Бхагават-гиту” (памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли — Ред.) и другие умные книги. Но я знал одного человека, он съел прасад и через него в этого человека вошел Кришна (один из индийских богов — Ред.)». Так что можно и через лепешку и краюшку хлеба прикоснуться к великому.

* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента

** Компания Meta (соцсети Facebook и Instagram) признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Оцените материал