Мишин найдет решение? Что не так с выбором олимпийских программ для Коляды

0
221

Мишин найдет решение? Что не так с выбором олимпийских программ для Коляды

© РИА Новости / Владимир Песня / Александр ВильфЧитать в
Первым официальным стартом сезона для чемпиона России Михаила Коляды стал турнир серии челленджер Finlandia Trophy. Питерские фигуристы охотно выступают в соседней стране. До Эспоо рукой подать, с акклиматизацией никаких проблем. В нынешнем сезоне составу участников Finlandia Trophy позавидовали бы и некоторые этапы Гран-при. Олимпийский сезон, и многие потенциальные претенденты на медали Пекина пользуются любой возможностью обкатать новые программы на соревнованиях.
Второе место Коляды в произвольной программе и по сумме двух, конечно, нельзя назвать успехом. Только в начале сезона не стоит акцентировать внимание на том, что в короткой программе Михаил не рискнул пойти на два четверных, ограничившись тройным сальховым, и остался без каскада с четверным тулупом, а в произвольной не сумел исполнить три четверных прыжка и вместо тройного акселя получилась «бабочка». Куда интереснее проанализировать выбор программ на олимпийский сезон.
Многие полагали, что Коляда и его тренер Алексей Мишин оставят для выступления в Пекине прошлогоднюю произвольную программу «Белый ворон», поставленную Ильей Авербухом и посвященную Рудольфу Нурееву. Поклонники фигурного катания объявили ее шедевром, и такое определение имело право на жизнь. Да и сезон прошлый получился скомканным, и Коляда показал своего «Белого ворона» на международных соревнованиях всего два раза — на чемпионате мира в Стокгольме и командном чемпионате мира в Осаке.
Только Мишин решил по-другому, пригласив Никиту Михайлова поставить новую произвольную на музыку к «Списку Шиндлера». Многие специалисты не оценили замысел Профессора. В медиа-пространстве огромное количество мнений, которые можно свести к двум тезисам: не стоило менять хорошую программу, а саундтрек к фильму Стивена Спилберга не подходит для мужского одиночного катания. Это Юлия Липницкая в красном пальто произвела фурор в Сочи, а мужского образа, который можно было бы воплотить на льду, нет. Даже среди руководителей ФФККР есть сторонники такого подхода.
Хотя идея Мишина имеет право на жизнь. Далеко не все зарубежные зрители могут понять замысел программы о Нурееве, а «Список Шиндлера» — всегда актуальная, животрепещущая и находящая отклик в толерантном обществе тема. К тому же внимание сейчас обращается на любую мелочь. В Эспоо Коляда выступал в новом костюме.

"Новая программа смотрится замечательно, — отметил в разговоре с корреспондентом РИА Новости один из технических специалистов, внимательно проанализировавший контрольные прокаты Коляды в Санкт-Петербурге и Челябинске. — Очень важно, как примет "Список Шиндлера" публика и особенно зарубежные арбитры".

Похоже, именно желанием обрубить все пути к возможному отступлению и объясняются метания Профессора и его ученика с короткой программой. На контрольных прокатах в Челябинске Михаил показал композицию «Памяти Карузо». На Finlandia Trophy выступил со «Щелкунчиком», поставленным Авербухом. Изначально она и планировалась, но на закрытых контрольных прокатах в Санкт-Петербурге Коляда дважды откатал произвольную программу. С короткой к тому времени он так и не определился.
Затем все-таки вернулись к «Щелкунчику», причем Авербух подчеркнул: «Эта программа навеяна выступлениями Михаила Барышникова». После Барышникова представлять еще и Нуреева — это перебор. Весь вопрос в том, сохранит ли Мишин твердость и будет ли до конца следовать выбранному курсу. В преддверии Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити он заметался в самый неподходящий момент.
Олимпийский сезон тогда проходил под знаком яростного соперничества Евгения Плющенко и Алексея Ягудина, ушедшего от Мишина к Татьяне Тарасовой. Для своего ученика Мишин нашел музыку к фильму «Мулен Руж», и программа «Жизнь артиста» была хороша. В финале Гран-при тогда нужно было представить две разных произвольных программы, и, выиграв одну, а также короткую (а у Ягудина тогда была совершенно гениальная «Зима», поставленная Николаем Морозовым), Плющенко проиграл вторую, представив «Жизнь артиста». Вдобавок начались разговоры о том, что с такой постановкой Олимпиаду не выиграть.

"Став олимпийским чемпионом в Турине, могу утверждать: программа на музыку "Мулен Руж" была великолепной, — вспоминал в давней беседе с корреспондентом РИА Новости Плющенко. — А в 19 лет этого, конечно, не понимал. В спешном порядке стали переделывать произвольную, взяв очередной вариант "Кармен", и это стало, пожалуй, главной причиной поражения в Солт-Лейк-Сити".

Из-за смены программы Плющенко пропустил чемпионат Европы в Лозанне, куда Ягудин приехал не в лучшем состоянии. По большому счету, он не должен был становиться чемпионом Европы. Три из девяти судей поставили на первое место Александра Абта, а на вердикт шести других, безусловно, повлиял авторитет самого Ягудина, его тренера и расклады внутри сборной России. Выиграй Плющенко в Лозанне, он бы ехал на Олимпиаду безоговорочным первым номером. Только история не терпит сослагательного наклонения.
Выводы из поражения своего ученика Мишин сделал. В следующем олимпийском цикле он нашел фирменный стиль для Плющенко. Начал с «Бандитского Петербурга» (хотя фигурист и тренер называли эту программу «К 300-летию Санкт-Петербурга»), продолжил программой «Памяти Нижинского» и завершил цикл «Крестным отцом», принесшим Плющенко «золото» на Олимпиаде-2006. Сумеет ли мэтр выдержать давление со всех сторон и оградить от него своего ученика сейчас?
Турнир в Эспоо выявил еще один нюанс. Идею «Списка Шиндлера» в олимпийский сезон воплощает Браун. О том, что американец оставит свою прошлогоднюю произвольную программу, как признался Коляда, стало известно уже после того, как работа над постановкой Михайлова была практически завершена. На Finlandia Trophy Коляда и Браун сошлись на одном льду.

"Сравнение двух "Списков Шиндлера" явно не в пользу российского фигуриста, — выразил общее мнение собравшихся в Эспоо специалистов в беседе с корреспондентом РИА Новости олимпийский чемпион 1984 года и тренер олимпийских чемпионов 2006 года Олег Васильев. — Особенно это заметно, когда они выступают друг за другом".


В прошлом сезоне Мишин не раз подчеркивал, что «проект Коляда» рассчитан на два года. Сейчас Профессор старается уходить от вопросов, а на общение с фигуристами своей группы вообще наложил табу. В немногочисленных флэш-интервью Коляда подчеркивает, что во всем доверяет своему тренеру. И очень важно, чтобы олимпийские программы «выстрелили».
У чемпиона России нет такой технической базы, как у Натана Чена или Юзуру Ханью. Даже рисковать, заходя на два четверных в короткой, Коляда не всегда может, а три четверных в произвольной не позволяют пока обойти даже Джейсона Брауна, который вообще четверные не прыгает. Остается только верить в правильность выбранного курса и следовать ему без метаний. Сейчас Мишин оказался перед дилеммой. Вернуться к «Белому ворону» значит признать ошибку с выбором олимпийской программы, оставить «Список Шиндлера» — не факт, что он «выстрелит» так, как было задумано. В любом случае, начало сезона показало, что работы непочатый край.