Содержание статьи:
- 1 Краткая биография Нормана Фостера
- 2 Здание Рейхстага, Германия
- 3 Башня «Мэри-Экс, 30», Великобритания
- 4 Мост Миллениум, Великобритания
- 5 Штаб-квартира Apple, США
- 6 Торговый центр «Хан Шатыр», Казахстан
- 7 Стадион «Уэмбли», Великобритания
- 8 Виадук Мийо, Франция
- 9 Небоскреб «Херст-тауэр», США
- 10 «Сити-Холл», Великобритания
- 11 «Хрустальный остров», Россия
Нормана Фостера называют «гуру хай-тека». Геометрическая сложность, многофункциональность, обилие света и воздуха — то, что отличает его проекты. Рассказываем о десяти знаковых работах архитектора.
Норман Фостер— один из основоположников стиля хай-тек, автор множества высокотехнологичных зданий, обладатель Притцкеровской премии, которую называют аналогом «нобелевки» для архитекторов, и учрежденной в Японии Императорской премии. В свои 85 лет этот архитектор полон оригинальных и новаторских идей.
Работы Нормана Фостера можно увидеть в Сингапуре, Германии, США, Китае, Франции, Канаде. Они поражают своей масштабностью и геометрической сложностью— будь то небоскреб, оранжерея, станция метро, спортивный стадион, музей, штаб-квартира крупной корпорации или космопорт. Рассказываем о десяти самых впечатляющих работах британского архитектора.
Краткая биография Нормана Фостера
Норман Фостер родился в небогатой семье в британском Манчестере. Его отец был маляром на железнодорожном заводе, а мать работала в местной пекарне. Чтобы помогать родителям, будущий архитектор рано бросил школу.
Путь к архитектурной славе был непростым. До службы в армии он успел поработать в городском казначействе, а после демобилизации из ВВС— в пекарне, на заводе и в магазине мебели. Некоторое время Норман Фостер развозил мороженое.
Изучать архитектуру он начал в 21 год, когда стал студентом Манчестерского университета. А после его окончания в 1961 году талантливый выпускник смог выиграть стипендию, которая позволила ему поступить в Йельский университет.
Именно там Норман Фостер впервые встретился со своим деловым партнером Ричардом Роджерсом. Вместе с женами они основали архитектурную студию Team 4 и сформулировали новое направление в архитектуре— хай-тек. А после ее распада Норман Фостер создал свое всемирно известное бюро Foster + Partners.
Норман Фостер и его архитектурное бюро не раз пытались строить в России
(Фото: 360b/Shutterstock)
Нескольких следующих лет он сотрудничал с американцем Ричардом Фуллером. Благодаря этой коллаборации архитектор начал придерживаться экологичного подхода в дизайне. В 1979 году его студия выиграла международный конкурс на проектирование новой штаб-квартиры корпорации HSBC в Гонконге— к тому моменту самого дорогого здания в мире.
С тех пор на Foster + Partners посыпались десятки крупных заказов. К началу двухтысячных годов в копилке архитектора уже имелись золотая медаль RIBA, награда AIA и звание лауреата Притцкеровской премии. А британская королева присвоила ему баронский титул.
Излюбленные материалы Нормана Фостера— стекло и сталь. Его проекты сочетают в себе достижения технологического прогресса, экологически эффективный дизайн и эстетическую выразительность. По словам архитектора, его кумир— советский инженер Владимир Шухов. Помимо основной работы, Норман Фостер пишет книги, проектирует яхты и занимается дизайном мебели.
Здание Рейхстага, Германия
В 1993 году Норман Фостер взялся за восстановление Рейхстага. Обновленное здание немецкого парламента должно было символизировать воссоединение Германии.
Архитектор решил сохранить исторический облик фасада, достроив большой стеклянный купол. Получилось не только красиво, но и экономично. В центре купола находится колонна с сотнями зеркальных панелей. Они меняют угол наклона в зависимости от погодных условий и направляют солнечный свет во внутренние помещения. В этойже колонне спрятана вентиляционная шахта. Воздух пропускается через специальную систему теплообмена, что позволяет снизить потребление энергии.
Кроме того, прямо под куполом находится ресторан и смотровая площадка, откуда полюбоваться видом на Берлин может любой желающий.
Здание Рейхстага
(Фото: fosterandpartners.com)
«Фостер деликатно работает с существующими объектами. Он создает новую архитектуру, гармонично сочетающуюся с историческими зданиями. Находит компромиссы и смелые решения, которые украшают, а не портят»,— говорит генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин.
Здание Рейхстага
(Фото: fosterandpartners.com)
Башня «Мэри-Экс, 30», Великобритания
Одна из самых узнаваемых работ Нормана Фостера. Небоскреб «Мэри-Экс, 30» стал современным символом Лондона. «Ему посвящен целый документальный фильм, рассказывающий о том, что строительство подобных объектов— сложный процесс, который требует культуры в организации труда, слаженной работы команды и профессионализма на всех этапах»,— рассказывает генеральный директор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин.
Башня «Мэри-Экс, 30»
(Фото: fosterandpartners.com)
Из-за необычной формы и зеленоватого оттенка стекла англичане прозвали здание «огурцом», The Gherkin. Это не просто оригинальный дизайнерский ход. Как всегда, при проектировании Норман Фостер заботился об энергоэффективности будущего творения.
Башня «Мэри-Экс, 30»
(Фото: fosterandpartners.com)
«Башня «Мэри-Экс, 30»— не его изобретение по форме. Жан Нувель сделал похожую башню «Агбар» в Барселоне раньше. Но у Фостера решения и реализация элегантнее. Причем не только внешне, но и технически»,— объясняет основатель архитектурной практики «Северин Проект» Александр Балабин.
Башня «Мэри-Экс, 30»
(Фото: fosterandpartners.com)
Интересная конструкция 41-этажной башни и использование солнечных батарей дали впечатляющий результат. «Мэри-Экс, 30» потребляет вдвое меньше энергии, чем другие небоскребы аналогичного размера. А благодаря специальным фасадным панелям воздух проникает внутрь здания и обеспечивает естественную вентиляцию офисных помещений.
Мост Миллениум, Великобритания
Миллениум— горизонтальный висячий мост, переброшенный через Темзу. Его строительство приурочили к наступлению третьего тысячелетия. Сегодня это единственный пешеходный мост в Лондоне.
Мост Миллениум
(Фото: fosterandpartners.com)
Перед Норманом Фостером стояла задача— построить переправу с минимальным влиянием на городской пейзаж. Он решил протянуть через реку 320-метровую «стальную ленту». Этот мост сложно спутать с каким-то другим. Он состоит из двух Y-образных речных опор, между верхушками которых проходят натянутые стальные канаты. Благодаря такой конструкции пешеходы могут беспрепятственно любоваться живописным панорамным видом.
Мост Миллениум
(Фото: fosterandpartners.com)
Кстати, именно этот мост показан в начале фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка». По сюжету на него нападают Пожиратели Смерти.
Штаб-квартира Apple, США
Новая штаб-квартира компьютерного гиганта напоминает огромный пончик. Желающим обойти его по периметру придется преодолеть более 1,7 км.
Штаб-квартира Apple
(Фото: fosterandpartners.com)
Этот инновационный офис Норман Фостер стал проектировать еще при жизни Стива Джобса— здесь все отвечает пожеланиям основателя корпорации. На крыше установлены солнечные панели, кампус на 100% обеспечивается энергией из возобновляемых источников.
Штаб-квартира Apple
(Фото: fosterandpartners.com)
Кроме того, комплекс оснащен сложной системой естественной вентиляции. Благодаря ей большую часть года можно обходиться без кондиционеров и отопления.
Штаб-квартира Apple
(Фото: fosterandpartners.com)
Стив Джобс мечтал, чтобы новый офис был похож на природный заказник, поэтому 80% территории занимают деревья. Строительство офиса обошлось в $5 млрд.
Торговый центр «Хан Шатыр», Казахстан
Экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев хотел, чтобы «Хан Шатыр»стал не только всесезонным местом встреч, но и новым инженерным символом столицы Казахстана.
Торговый центр «Хан Шатыр»
(Фото: fosterandpartners.com)
Торгово-развлекательный центр в исполнении Нормана Фостера получился впечатляющим. Это 150-метровый футуристичный шатер, состоящий из стальных вант и прозрачной трехслойной оболочки из полимеров.
Торговый центр «Хан Шатыр»
(Фото: fosterandpartners.com)
Последняя защищает 127 тыс. кв. м внутреннего пространства от перепадов температур и обеспечивает комфортный микроклимат во время суровых зим и засушливого лета.
Торговый центр «Хан Шатыр»
(Фото: fosterandpartners.com)
Кроме магазинов, здесь расположены рестораны, городской парк, офисы, фитнес-центры, кинотеатр и аквапарк с искусственно созданным тропическим климатом, водными горками и белоснежным мальдивским песком.
Стадион «Уэмбли», Великобритания
В 2003 году был снесен легендарный футбольный стадион «Уэмбли». Тогдаже Норман Фостер взялся за проектирование новой арены. Она получилась почти в четыре раза выше и вдвое больше своего предшественника. Теперь «Уэмбли» вмещает 90 тыс. зрителей.
Стадион «Уэмбли»
(Фото: fosterandpartners.com)
Здесь сделано все для максимального удобства и комфорта болельщиков— появилось больше пространства для ног, лестницы заменены на эскалаторы, а благодаря 315-метровой стальной опорной арке с любого места на трибунах обеспечивается беспрепятственный обзор.
Стадион «Уэмбли»
(Фото: fosterandpartners.com)
Одна из особенностей новой арены— раздвижная крыша в форме двух полумесяцев, которая защищает зрителей от солнца и дождя. Кроме того, при необходимости «Уэмбли» быстро трансформируется в атлетический стадион и концертный зал.
Виадук Мийо, Франция
Виадук Мийо связывает Южную Францию с Испанией. Многие местные жители выступали против его строительства. Они считали, что в провинции такой мост никому не нужен— он опустошит государственную казну и врядли окупится.
Виадук Мийо
(Фото: fosterandpartners.com)
И всеже его появление пришлось как нельзя кстати. Во-первых, вантовый мост помог забыть о многочасовой пробке, возникающей на национальной трассе. Во-вторых, он стал пользоваться популярностью у фотохудожников и туристов. Сегодня эта конструкция считается одной из сложнейших в мире. Длина моста равна 2,46 км, а высота самой большой опоры— 343м. Даже Эйфелева башня немного ниже. Внешне виадук кажется очень «воздушным», как паутина. Но это впечатление обманчиво. Одно только его дорожное полотно весит 36 тыс. тонн.
Виадук Мийо
(Фото: fosterandpartners.com)
«Виадук Мийо— самый поразительный объект, который спроектировал Фостер, я считаю. Это главная особенность его проектов— изящные инженерно-конструктивные решения. Все его работы исключительны благодаря этой элегантности»,— отметил Александр Балабин.
Небоскреб «Херст-тауэр», США
В 1920-х медиамагнат Уильям Херст решил построить новый офис для своего издательства. Согласно уцелевшим наброскам, он мечтал о высотной башне, но из-за экономического кризиса смог закончить только шестиэтажный цоколь.
Небоскреб «Херст-тауэр»
(Фото: fosterandpartners.com)
Спустя 70 лет Норман Фостер осуществил этот замысел. Сложнее всего было объединить оба здания— старый цоколь и новый 46-этажный небоскреб. Но он смог этого добиться, не нарушив исторических фасадов.
Небоскреб «Херст-тауэр»
(Фото: fosterandpartners.com)
Как всегда, здесь не обошлось без «зеленых» технологий. Специальная сетчатая оболочка со срезанными углами позволила сэкономить 21% стали. Кстати, почти вся она— вторично переработанная. Кроме того, небоскреб собирает дождевую воду и потребляет на 25% меньше электроэнергии, чем классическое офисное здание.
«Сити-Холл», Великобритания
Здание мэрии Лондона отдаленно напоминает современный купол Рейхстага. Оно тоже выполнено из стекла и имеет выпуклую форму. Кроме того, Норман Фостер повторил идею спиральной лестницы— она пронизывает все десять этажей.
«Сити-Холл»
(Фото: fosterandpartners.com)
«Сити-Холл» известен, прежде всего, своей необычной искривленной формой. Она пришлась не по вкусу многим критикам, бывший мэр Лондона Кен Ливингстон даже называл здание «стеклянным яичком».
«Сити-Холл»
(Фото: fosterandpartners.com)
По словам архитектора, такой оригинальный дизайн был выбран для того, чтобы уменьшить поверхность постройки и таким образом снизить расход потребляемой энергии. Кроме того, поскольку верхние этажи получились более узкими, нижние получают больше естественного света.
«Хрустальный остров», Россия
Норман Фостер и его архитектурное бюро не раз пытались строить в России, но пока удалось реализовать только один проект— здание штаб-квартиры «Русской медной компании» в Екатеринбурге. «Оно построено в стиле Фостера, но сам архитектор в проекте не участвовал. Его автор— старший партнер бюро Foster + Partners австралиец Люк Фокс»,— уточняет Александр Балабин.
«Хрустальный остров»
(Фото: fosterandpartners.com)
Сначала архитектор спроектировал 612-метровый небоскреб «Россия», который должен был стать самым высоким зданием в Европе. Потом взялся за реконструкцию острова «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге и ГМИИ им. Пушкина в Москве. Еще позже был проект многофункционального комплекса «Апельсин» на Крымском Валу.
Особого внимания заслуживает проект «Хрустальный остров». Это 450-метровый небоскреб гиперболоидной формы, который мог появиться в Нагатинской пойме. Внутренняя площадь здания превышала 2,5 млн кв. м, что делало его самым вместительным в мире. Проект был отменен из-за проблем с финансированием. Теперь тут находится парк «Остров мечты».
Комментарии архитекторов
Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects
Фостер— один из моих любимых архитекторов. Вдохновлялся им, еще учась в университете. Я глубоко погрузился в его творчество, посещал объекты, многое для себя почерпнул. А несколько лет назад встретился с Норманом Фостером лично на премии World Architecture Festival.
Он внес большой вклад в мировую архитектуру. Например, современные здания аэропортов появились благодаря Фостеру. Раньше они строились по одному типу— малоэтажными, без окон, инженерия располагалась наверху. Норман Фостер убрал инженерное оборудование вниз, сделал парящие кровли, стал использовать зенитные фонари. Он не только думает об архитектурном и визуальном образе здания, но и тщательно прорабатывает узлы, детали. Его объекты чисты в решениях. Особенно это заметно, когда смотришь на здания вблизи.
Норман Фостер одним из первых стал использовать переработанные материалы, естественную вентиляцию в офисных помещениях и альтернативные источники энергии. Причем архитектор начал делать это еще тогда, когда технологии только появлялись. Почти каждый его проект получает статус одного из самых экологичных зданий в мире. Норман Фостер много лет предлагает создавать многофункциональные комплексы, которые совместят в себе офисы, жилье, ритейл и досуг. А главное— снизят городской трафик, что положительно скажется на экологии.
Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»
Норман Фостер работает с открытыми конструкциями и со сложносочиненными конструктивными узлами. Поэтому он и называет своим предтечей русского инженера Владимира Шухова, который использовал в качестве опор для инженерно-строительных сооружений бетонные и каменные конструкции.
Архитектура Фостера— хай-тек в своем лучшем проявлении. Открытые конструкции фостеровских зданий крайне точны, аккуратны и являются архитектурно-художественными элементами фасада. Основные материалы, с которыми он работает: алюминий, высококачественная сталь и стекло. Поскольку для проектов Нормана Фостера характерно почти стопроцентное наружное остекление— им требуется защита от солнечного света и решения, которые позволяют избежать тепловых потерь.
В солнечные дни у зданий теплоизбытки, а в холодное время— теплопотери. Поэтому архитектору важно найти способ поддерживать ровный климат внутри помещений и уменьшить потребление электроэнергии.
Норман Фостер старается использовать естественную вентиляцию и стекло со специальными свойствами, которое имеет более низкую теплопроводность и защищает от ультрафиолета. Однако естественная вентиляция не может в полной мере гарантировать качественный воздухообмен. Для обеспечения работы инженерных систем архитектор предлагает своим заказчикам альтернативные источники энергии.
Здания Нормана Фостера насыщены высокотехнологичным оборудованием и управляются компьютерами. Но чтобы их построить, нужно потратить огромное количество энергии— и ее вырабатывают совсем не ветряки. Например, на создание генерирующего устройства (тойже солнечной батареи) тратится столько средств и энергии, сколько само оно за срок службы выработать не может. Экологизация архитектуры— гуманная идея. Но сегодня она используется, скорее, как маркетинговый ход. С экономической точки зрения это пока себя не оправдывает.
Архитектура Нормана Фостера и его бюро качественная, но дорогая в проектировании, строительстве и обслуживании. Ее могут позволить себе только богатые покупатели.
Лучше они или хуже, чем результаты других архитекторов— вопрос дискуссионный. На мой взгляд они «холодноваты»— монотонны с точки зрения подбора материалов и цвета. Его проекты не предполагают человеческих слабостей. В них все настолько идеально, словно ими должны пользоваться механизмы, а не живые люди. Но это дело вкуса.
Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»
Хочу выделить один из проектов Нормана Фостера— частный космодром «Америка» в США. В большинстве своих работ архитектор представляет качественные, выверенные и тонкие решения. Но без поиска новых средств выразительности. Космодром— иной проект. В нем прослеживается новая эстетика, несвойственная Фостеру. Интересная и актуальная.
А вот в проекте штаб-квартиры «Русской медной компании» новаторства и художественности не так много. Да, здание интересно пластикой фасада— он выверен и эстетичен. Но в целом здесь преобладают, скорее, механистические решения. Я слышал, что среди западных коллег у Нормана Фостера сложился примерно такойже образ, как в России у Зураба Церетели— в его работах преобладает грубоватость. Я отчасти соглашусь. Но бюро Нормана Фостера коммерчески успешно. А это говорит о его востребованности у заказчиков.
Работы Владимира Шухова были на грани инженерии и архитектуры. Даже по сегодняшним меркам его решения новаторские. Поэтому любой архитектор, ответственно относящийся к своей работе и желающий сделать проект интересным с инженерной, конструктивной и эстетической сторон, непременно обращается в творчеству Шухова. Норман Фостер не исключение.
Его работы ассоциируются с энергоэффективными решениями, высоким качеством стекла и алюминиевых конструкций. Архитектура Фостера изобилует «зелеными» технологиями. Например, он использует солнцезащитные ламели— подвижные части каркаса здания, снижающие уровень солнечного воздействия. В стиле хай-тек форма вторична— первичен функционал, а также коммерческая и технологическая эффективность зданий.
Ульяна Смирнова