Гений Мишина: как фигуристы мэтра стали одними из лучших перед Олимпиадой

0
521

Гений Мишина: как фигуристы мэтра стали одними из лучших перед Олимпиадой

© РИА Новости / Александр ВильфЧитать в
Победы фигуристов Алексея Мишина давно уже никого не удивляют. Однако нынешний сезон стал особенным для тренера из Санкт-Петербурга. В сборной России на чемпионате мира в Стокгольме и командном чемпионате мира в Осаке зажгли сразу три представителя школы Мишина.
Такого не случалось даже во времена, когда в группе Мишина тренировались три олимпийских чемпиона разных лет — Алексей Урманов, Алексей Ягудин и Евгений Плющенко. И вряд ли кто-то мог предположить подобное в начале нынешнего сезона. Переход к Мишину от Валентины Чеботаревой фактически пропустившего прошлый сезон Михаила Коляды многими воспринимался как отчаянная попытка последнего перезапустить карьеру. Профессор же с первых дней сотрудничества подчеркивал: «Этот проект на два сезона». Словно оставляя право на эксперимент и сопутствующие любому эксперименту ошибки.
В свой первый взрослый сезон Коляда и в произвольной, и в короткой программах катался под музыку из мультфильмов. Хотя в официальных справочниках короткая и называлась «Танго», но все, кто видел мультик «Ну, погоди!» узнавали мелодию с трех нот. Как и образ Волка, воплощаемый на льду питерским фигуристом.
Эксперименты по поиску своего стиля Коляда продолжал несколько лет, но находками они не увенчались. С тренером Валентиной Чеботаревой пробовали и классику (без тореадора из «Кармен» не обошлось), и чаплиниану, и беспроигрышного во все времена Элвиса Пресли. Только под любую музыку все равно на льду мерещился Волк из «Ну, погоди!»

Только и это не главное. Ахиллесовой пятой Михаила все без исключения специалисты называли нестабильность. Он рисковал, включая в свои программы сырые четверные прыжки — сальхов и лутц. В результате выступление на главных стартах сезона напоминали русскую рулетку, и очень часто Коляда не справлялся с грузом ответственности. После того, как на ЧЕ-2020 золото и серебро завоевали Дмитрий Алиев и Артур Даниэлян, а юниорский чемпионат мира выиграл Андрей Мозалев, уже мало кто рассматривал Коляду в качестве не только лидера, но и просто участника сборной. Кому нужен нестабильный и непредсказуемый фигурист, так и не нашедший свой стиль, да еще и подверженный травмам?
В первый год совместной работы Мишин и Коляда опровергли эту оценку. Произвольную программу на музыку из фильма «Нуреев. Белый ворон», поставленную Ильей Авербухом, уже называют шедевром мирового фигурного катания. Профессор не стал гнаться за сложностью контента, понимая, что небожителей Чена и Ханю все равно не свергнуть, а для борьбы с остальными пока хватит и одного четверного тулупа в короткой программе и двух в произвольной. Зато сегодня можно говорить о преображении героя мультика в настоящего артиста. При этом резервы для усиления контента на олимпийский сезон остались.

Императрица рвется в Пекин

С Елизаветой Туктамышевой Профессор работает так давно, что многие уже стали забывать дебют девочки из Глазова на чемпионате России-2009, проходившего в декабре 2008 года в Казани. Тогда женское фигурное катание было самым проблемным видом. Даже полного комплекта участниц на чемпионат России наскрести не удалось. Федерация фигурного катания на коньках России допустила к соревнованиям 12-летних Аделину Сотникову и Елизавету Туктамышеву, а также еще нескольких фигуристок, которые по возрасту могли выступать только в юниорах. И при таких критериях в Казани соревновались всего 14 фигуристок. Сегодня, когда отобраться на чемпионат России тяжелее, чем во многие сборные мира, в это сложно поверить.

Из тех, кто соревновался в столице Татарстана, кроме Туктамышевой действующей спортсменкой осталась только… Евгения Тарасова, сменившая специализацию. Завершила карьеру не только Сотникова, но и следующее поколение соперниц Императрицы. Сама же Туктамышева продолжает удивлять не только уникальным по нынешним временам спортивным долголетием, но и своими результатами. В нынешнем сезоне она восстановила тройной аксель и, хотя на четверные прыжки пока не замахивается, но, заметно прибавив в компонентах, вполне успешно конкурирует с новым поколением российских фигуристок. «По мере моего взросления наши отношения с Мишиным менялись, — сказала РИА Новости серебряный призер ЧМ-2021 и капитан золотой сборной на командном чемпионате мира. — И я раскрывалась по-новому, и Алексей Николаевич все лучше меня понимал. Можно сказать, что у нас сейчас абсолютная гармония в связке тренер-ученик».Елизавета Туктамышева

Прорыв Семененко и секрет Мишина

Если от Коляды и Туктамышевой успехов в нынешнем сезоне ждали, то Евгений Семененко буквально ворвался в элиту. Многие высказывали опасения и перед Стокгольмом, где нужно было добывать три квоты на олимпийский турнир, и перед Осакой, где необходимо было вносить лепту в командный успех. Дебютируя на соревнованиях такого ранга, 17-летний питерский фигурист прекрасно справился с грузом ответственности. И это едва ли не главное его достижение.

В успехах Семененко огромная заслуга Татьяны Мишиной, которая работала с Евгением не меньше супруга. Впрочем, в школе «Звездный лед» давно сложилась настоящая команда.

"Мы спорим, обсуждаем выбор музыки и постановки программ, подготовку наших спортсменов к соревнованиям, — отметила в беседе с корреспондентом РИА Новости Мишина. — Иногда имеем разные точки зрения, и свою не боюсь высказывать. Не скажу, что Алексей Николаевич всегда ее принимает, но прислушивается".

Татьяна Мишина
Рискну высказать собственное суждение о причинах успехов сразу нескольких воспитанников Мишина. Профессор, который продолжает учиться, даже будучи профессором, сумел найти стиль, позволяющий работать с большой группой. В эпоху побед, уходов и возвращений Евгения Плющенко львиную долю внимания Мишин уделял своему самому звездному ученику. Неслучайно лучшие сезоны Артура Гачинского пришлись на время, когда Плющенко брал паузу после Ванкувера, а Туктамышева выиграла все, что можно было выиграть, после Сочи, где Плющенко окончательно свою карьеру завершил. «Именно после решения Евгения взять паузу после Ванкувера внимание со стороны Алексея Николаевича стало больше, — поделился воспоминаниями с РИА Новости Гачинский, который сейчас работает тренером в школе «Звездный лед». — Хотя не могу сказать, что тогда почувствовал себя звездой в группе. У Мишина вообще никто и никогда не имел такого статуса».
И все же иерархия в группе Профессора какое-то время существовала. Неслучайно ведь и Алексей Ягудин, а затем и Гачинский в поисках большего внимания уходили к Татьяне Тарасовой. Сейчас внимания хватает всем, включая даже ближний резерв. Великолепно организована работа ассистентов Мишина и особенно хореографа Татьяны Прокофьевой.
В предолимпийский сезон мэтр тренерского цеха продемонстрировал, что он находится в великолепной творческой форме. И это простое и логичное объяснение успехов его учеников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.